Medsenger на службе у пациентов Боткинской больницы

Medsenger на службе у пациентов Боткинской больницы

На базе Боткинской больницы завершился первый этап пилотного внедрения программы дистанционного мониторинга состояния пациентов с онкогематологическими заболеваниями. Новая разработка поможет оперативно выявлять возможные осложнения и корректировать схему лечения.

В рамках реализации научно-практического проекта «Персонифицированный подход к лечению пациентов с хроническим лимфолейкозом» на платформе Medsenger коллективом Боткинской больницы разрабатывается система дистанционного мониторинга пациентов, постоянно получающих онкологические препараты ибрутиниб, акалабрутиниб и венетоклакс. Дистанционный мониторинг представляет собой систему сбора информации и коммуникации с лечащим врачом. Пациент ежедневно вводит свои жизненные показатели, названия принимаемых лекарственных препаратов и фиксирует проявление побочных действий, которые могут возникнуть в ходе лечения. В дополнение к передаче данных мониторинга состояния здоровья, пациентам предлагается регулярно заполнять детализированный опросник «Общие терминологические критерии оценки нежелательных явлений пациентом» (PRO-CTCAE). Такой комплексный подход, по мнению исследователей, может позволить регистрировать нежелательные явления с точностью, превосходящей результаты клинических исследований.

Анализ специальных сценариев мониторинга, настроенными врачами Боткинской больницы, показал, что система позволяет оперативно контролировать и выявлять высокую температуру, значительные отклонения по давлению и пульсу, информацию о различных инфекциях и тяжелых состояниях, возникших у пациента в процессе лечения –кровоизлияния, бессонница, боли, диарея, диспепсия, сыпь, одышка, тахикардия, тошнота, головокружение, отеки, перебои в работе сердца, кашель, кожный зуд. Получаемые уведомления позволяют лечащим врачам оперативно предпринимать необходимые меры по корректировке назначенной терапии.

В настоящее время сформированы все основные модули «медсенжера». Разнообразные формы коммуникации – смс, видео, фото и электронные устройства, например, портативный электрокардиограф –позволяют отслеживать состояние пациента и оперативно передавать информацию лечащему врачу.

Разработка опросников и системы коммуникаций с пациентом велась с учетом основных зарубежных аналогов – GYANT, Medopad, Chronisense Medical, Ejenta, Cardiomo, Inc., 100 Plus, Vitls, Neteera, ContinUse Biometrics (Cu-Bx™), iHealth, Binah.ai.

На данном этапе работы произведена оценка эффективности опросника, удобства интерфейса и работы с «медсенжером» пожилыми людьми, отработка алгоритма действий при развитии угрожающих ситуаций и верификация корректности вводимых данных. «Медсенжер» предполагается дополнить видеоприложениями по обучению и самообразованию пациентов и профилактике осложнений.  В рамках действующего проекта запланирована разработка критериев качества взаимодействия врача и пациента.

Разрабатываемая система ориентирована на применение в практическом здравоохранении и в перспективе сможет использоваться в других клиниках, а также послужить в качестве модели для реализации аналогичных проектов информационных систем департамента здравоохранения.

Исследование проводится при поддержке Московского центра инновационных технологий в здравоохранении (заявка № 2212-18/22)

Материал подготовлен подразделением «Наука» ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ