Кафедра неврологии с курсом рефлексологии и мануальной терапии

Кафедра неврологии функционирует с момента основания РМАПО в 1930 году. Основателем кафедры стал профессор Михаил Семёнович Маргулис. В последующем кафедрой заведовали профессора Н.И. Гращенков, С.Н. Четвириков, М.Б. Цукер, Л.С. Петелин, В.Н. Шток. Основными направлениями научной деятельности кафедры в разные годы были исследования рассеянного склероза, инфекционных заболеваний нервной системы, вегетативной патологий. С конца 60-х годов основными направлениями научных исследований становятся заболевания экстрапирамидной системы. С 1977 года на базе кафедры функционирует Центр экстрапирамидных заболеваний Министерства Здравоохранения СССР. С 1993 года центр переутверждён Министерством Здравоохранения РФ как «Центр заболеваний экстрапирамидной нервной системы МЗ РФ». За время деятельности Центра защищено более 30 кандидатских диссертаций и 3 докторских диссертации, подготовлены сотни публикаций, как в нашей стране, так и за рубежом, получены десятки патентов на изобретения. В сотрудничестве с другими научными коллективами нашей страны создано первое на русском языке фундаментальное руководство по экстрапирамидным расстройствам («Экстрапирамидные расстройства. Под ред. В.Н.Штока, И.А. Ивановой-Смоленской, О.С.Левина. М.: Медпресс-информ, 2003).

История курса Рефлексологии и мануальной терапии

С 1956 года на базе кафедры невропатологии, в научной лаборатории под руководством Н.И. Гращенкова, началось изучение механизмов лечебного воздействия иглоукалывания. С 1974 года  курс иглотерапии реорганизован в   самостоятельный доцентский курс рефлексотерапии, а  1 марта 1978 года создана кафедра рефлексотерапии под руководством профессора В.С. Гойденко с клинической базой в ГКБ им. С.П. Боткина.

В 1983 году, по приказу Минздрава, кафедра рефлексотерапии ЦИУВ стала Всесоюзным научно-методическим центром  мануальной терапии. Основными научными направлениями кафедры являются разработка теоретических основ рефлексотерапии и мануальной терапии, внедрение в практику созданных коллективом кафедры новых  методов  диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний.

С 1 сентября 2018 года кафедра рефлексологии и мануальной терапии переименована в курс рефлексологии и мануальной терапии при кафедре неврологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.

Учебная работа

На кафедре проводится обучение в клинической ординатуре, аспирантуре по специальности 14.01.11 «Нервные болезни». Кроме того, проводится обучение на циклах дополнительного профессионального образования по темам: «Когнитивные нарушения и деменция в клинической практике», «Экстрапирамидные расстройства. Клиника. Диагностика. Лечение», «Боль в неврологической практике», «Головокружение и наркшения равновесия», «Неврология».

Учебная работа на курсе рефлексологии и мануальной терапии

Учебная работа на курсе рефлексологии и мануальной терапии реализуется по  программам высшего и дополнительного профессионального образования. Проводится обучение в клинической ординатуре по специальностям «Рефлексотерапия» и «Мануальная терапия», аспирантуре по специальности «Нервные болезни».

  • Профессиональная переподготовка по специальностям «Рефлексотерапия» и «Мануальная терапия» в объеме 576 часов с проведением сертификационного экзамена.
  • Циклы повышения квалификации «Рефлексотерапия» и «Мануальная терапия» в объеме 144 часа с проведением сертификационного экзамена.
  • Циклы тематического усовершенствования: «Рефлексотерапия болевых синдромов» в объеме 36 часов, «Мануальная терапия неврологических синдромов вертеброгенной этиологии» в объеме 36 часов.

Научная работа

Особое внимание уделяется исследованию болезни Паркинсона. В помощь практическим врачам совестно с коллективами других научно-практических учреждений Москвы был разработан «Протокол ведения больных. Болезнь Паркинсона», утвержденный Минздравом РФ в 2005 году. Кафедра неврологии была клинической базой Фармакологического комитета Минздрава.

Сотрудниками кафедрами проведены исследования эффективности и безопасности лекарственных препаратов при различных заболеваниях нервной системы. В последние годы на ряду с изучением экстрапирамидных заболеваний проводятся исследования когнитивных расстройств при нейродегенеративных и сосудистых заболеваний нервной системы (болезни Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, дисциркуляторной энцефалопатии и др.).

Научная работа курса рефлексологии и мануальной терапии

Сотрудниками курса рефлексологии и мануальной терапии были проведены уникальные научные исследования  по  определению роли опиоидных лигандов (эндорфинов и энкефалинов) в механизме лечебного действия иглотерапии и микроиглотерапии, на биопсийном и аутопсийном материале точек акупунктуры человека нейроморфологическими и гистохимическими методами были изучены структуры центральной и периферической нервной систем. Установлено, что протекторный эффект рефлексотерапии связан с влиянием на активность гормонального звена симпатоадреналовой системы и  возникновением стресс-реакции организма, приводящей к  стимуляции саногенетических механизмов.

Результаты научных исследований легли в основу структурно-функциональной теории механизма действия рефлексотерапии, позволили научно обосновать применение  мануальной терапии в диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний.

Научно-педагогическая школа

На кафедре неврологии РМАПО благодаря деятельности профессоров Л.С. Петелина, В.Н. Штока, О.С. Левина сложилась научно-клиническая школа, включающая несколько поколений научных работников и клиницистов, которые занимают ведущие позиции в стране в исследовании болезни Паркинсона и других расстройств движений, когнитивных расстройств, нейрогенных болевых синдромов. Специалисты, являющиеся воспитанниками школы, работают не только на кафедре, но и в различных научных и клинических учреждениях Москвы и других регионах нашей страны. Основными отличительными особенностями школы является системный комплексный подход, основанный на единстве клинической неврологии, нейрофизиологии, нейроанатомии и нейропсихологии.

Деятельность основателей и воспитанников школы выразилась в создании клинических руководств и справочников, разработке классификации экстрапирамидных расстройств, критериев диагностики экстрапирамидных и когнитивных синдромов. Научно-исследовательская программа школы основана на современных концептуальных и методических подходах, формировании единого врачебного и научного стиля.

Научно-педагогическая школа курса рефлексологии и мануальной терапии занимает передовые рубежи в воспитании  научных работников и высококвалифицированных врачей-интернистов в совершенстве владеющих методами рефлексотерапии и мануальной терапии. 

Научные и практические достижения курса рефлексологии и мануальной терапии находят свое отражение в отечественных и зарубежных статьях, учебных пособиях, руководствах для врачей, патентах, различных по тематике лекциях, семинарах, практических занятиях для врачей, обучающихся на циклах ДПО.

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическо еобеспечение кафедры включает: 1 аудитория в 21 корпусе на 1 этаже; для проведения сертификационных циклов ПК «Неврология» используется аудитория в клинике Академии по адресу 2-й боткинский проезд д.7; 5 учебных кабинетов,оснащенных компьютерами с установленным программным обеспечением Windows 2007,а также научная и учебно-методическая литература по дисциплинам кафедры.

Коллективом курса рефлексологии и мануальной терапии разработаны:

  • программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации врачей по направлениям «Рефлексотерапия» (последняя редакция в 2015 г.) и «Мануальная терапия» (последняя редакция в 2014 г.)
  • программы дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки врачей по направлениям «Рефлексотерапия» (последняя редакция в 2015 г.) и «Мануальная терапия» (последняя редакция в 2014 г.)
  • квалификационные тесты по рефлексотерапии и мануальной терапии для проведения вступительных испытаний, промежуточного и итогового контроля знаний врачей;
  • тестовая программа для оценки знаний обучающихся по дополнительным программам повышения квалификации с компьютерным обеспечением;
  • основные профессиональные образовательные программы высшего образования – программы подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальностям 31.08.47 Рефлексотерапия и 31.08.40 Мануальная терапия
  • тестовые задания для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации ординаторов;
  • учебные планы циклов профессиональной переподготовки врачей по рефлексотерапии и мануальной терапии (576 учебных часов);
  • учебные планы циклов повышения квалификации(144 и 36 учебных часов).

Лечебная работа

Сотрудники курса рефлексологии и мануальной терапии при кафедре неврологии проводят консультативную работу в качестве врачей рефлексотерапевтов, мануальных терапевтов, неврологов, участвуют в консилиумах и клинических разборах в клинических отделениях ГКБ им. С.П. Боткина. Сотрудниками курса рефлексологии и мануальной терапии организуются научно-практические конференции для врачей по прикладным вопросам рефлексотерапии и мануальной терапии.