Проще адреса не придумать: одна из старейших, одна из крупнейших больниц России по имени Боткинская живет в Москве во Втором Боткинском проезде. Умудрилась обосноваться на 14 га земли практически в центре столицы. Целый город спасения с указателями 49 корпусов. Сейчас он утопает в свежей, ухоженной зелени. И если бы не постоянные автомобили "скорой", если бы не аккуратно приземляющийся на посадочной площадке санитарный вертолет, который доставляет пациентов с тяжелыми травмами, инсультами и инфарктами, то этот город спасения вполне сошел бы за зону отдыха. Но...
Алексей Шабунин: У нас нет начала и конца трудового дня. Боткинская, как и многие многопрофильные скоропомощные стационары столицы, работает с утра до утра.
- У нас в больнице 75 процентов площадей приведены в современное состояние. К концу 2019 года в порядок приведем все. Сейчас четыре корпуса в капитальном ремонте, - информирует меня главный врач больницы, член-корреспондент РАН Алексей Шабунин.
Знакомы с ним еще с той поры, когда был он замом главврача Боткинской по хирургии. Алексей Васильевич, как говорится, хирург от Бога: проводит сложнейшие операции печени, поджелудочной железы. Использует и традиционные методики, и самые новейшие, в том числе и те, которые сам придумал, разработал, внедрил. Когда договаривались о встрече, Алексей Васильевич обещал быть и гидом, и комментатором. Заманчиво, но верилось с трудом. В середине беседы звонок из операционной: докладывают, что все готово. И уже не главный врач - хирург Шабунин уходит. Вернулся через два часа. Довольный. Удалил злокачественную опухоль, поразившую левую долю печени 48-летней пациентки.
Нынче моден слоган: "Оперирует робот". Но это, грубо говоря, чушь. Оперирует всегда хирург
- Оперировали с помощью лапароскопии или обычным открытым способом? - спрашиваю.
- Открытым. У пациентки были две полостные операции. Из-за спаечного рубцового процесса лапароскопически оперировать невозможно, - поясняет Шабунин.
Это ведь только говорят, что открытые операции на любых органах ушли в прошлое. Пришла лапароскопия. Потому надо оперировать без разрезов. Категоричность тут не уместна. Бывают ситуации, сродни той, что у нынешней пациентки Алексея Васильевича, когда с помощью лапароскопа спасти нельзя. Это к тому, что надо избирать тот путь, который оптимален для пациента. Независимо от того, появился он сто лет назад или только вчера. И тот и другой хорош, если спасает жизнь. К сожалению, пациенты иногда полагают, что оптимально им помогут, если врачу, особенно хирургу, заплатить. Это из разряда бреда: ни один врач не будет специально оперировать хуже-лучше. Это нонсенс.
С утра до утра
Удалена злокачественная опухоль в печени. Значит, онкологические заболевания тоже лечатся в Боткинской. О том, что здесь всегда была ведущая служба крови, известно. Испокон века здесь справлялись с ее тяжелейшими злокачественными недугами. И сейчас в Боткинской современный гематологический центр во главе с профессором Вадимом Птушкиным. Но кроме этого, в Боткинской полный комплекс оказания специализированной онкологической помощи пациентам с опухолевыми поражениями органов брюшной полости, легких, почек, мочеточников. Не только оперируют, используют химию и лучевую терапию.
Приехала в Боткинскую поздно - в девять двадцать утра. Рабочий день здесь начинается намного раньше. Алексей Васильевич уточняет: "У нас нет начала и конца трудового дня. Боткинская, как и многие многопрофильные, скоропомощные стационары столицы, работают с утра до утра". В этом распорядке есть свои "пики" и свои "спады". Наплыв обратившихся начинается где-то с семи утра. В это время в приемном покое появляются соискатели медицинской помощи не только из Москвы. По статистике, в Боткинской 18 процентов пациентов из других регионов. Отказа нет. Деньги за их лечение в московский бюджет поступают из областных страховых кампаний. Сами пациенты не платят.
Почему именно Боткинская? Спрашивала и тех, кто впервые появился в здешнем приемном покое, и тех, кто в стационарной палате. Многих притягивает возраст больницы. Подобное слышала от пациентов Склифа, Первой Градской, Морозовской детской... Ареол старины? Надежда на силу гуманитарных традиций? Не случайное кредо у Боткинской: "Вековые традиции, современные технологии".
Читайте материал полностью на сайте «Российской газеты».
Фото: Александр Корольков/ РГ