В Боткинской спасли женщину после разрыва гигантской аневризмы в голове

Хирурги Боткинской больницы сохранили жизнь и здоровье женщине 48 лет после разрыва гигантской аневризмы – более 1 см в диаметре. Операцию пришлось делать в «остром» периоде, хирурги эндоваскулярно «запечатали» аневризму, установив в ее полости микорспирали.

Пациентка – женщина 48 лет - с июня 2018 года стала жаловаться на снижение остроты зрения, в связи с чем обратилась в поликлинику, однако офтальмологической патологии выявлено не было. Однако при КТ-ангиографии сосудов головного мозга были обнаружены две гигантские аневризмы обеих внутренних сонных артерий, расположенные сразу после входа артерий в полость черепа (проходят внутри черепа). Пациентке была назначена плановая эндоваскулярная операция на август 2018 года. Но дождаться ее не получилось. 30 июля внезапно развилась острая головная боль, тошнота. Сын-подросток вызвал матери скорую, пациентку доставили в ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ. Здесь в кратчайшие сроки были проведены КТ головного мозга и церебральная ангиография, и – как стало окончательно ясно - одна аневризма разорвалась, что стало причиной субарахноидального кровоизлияния.

Основной метод лечения субарахноидального кровоизлияния, развивающегося при разрыве аневризм, - хирургическое «выключение» аневризмы из кровотока, которое может быть реализовано как открытым способом (трепанация черепа и наложение специального зажима – клипсы – на шейку аневризмы), так и с помощью эндоваскулярных вмешательств. Отметим, что Боткинская больница – одна из лидирующих больниц не только в Москве, но и в стране по хирургическому лечению аневризм в остром периоде с помощью открытых операций. Мы демонстрируем хорошие показатели в отношении летальности как в остром, так и в отдаленном периоде. Однако локализация аневризм у этой пациентки не позволяла закрыть их с помощью клипирования: степень хирургического риска во много раз превышала вероятность излечения пациентки. Тем не менее, риски повторного разрыва гигантской аневризмы, и, как следует, самого неблагоприятного исхода, были крайне высоки, что диктовало необходимость ее немедленного  «выключения» из кровотока. В Боткинской приняли решение провести эндоваскулярное закрытие аневризмы. Оперировал Владимир Андреевич Цуркан, врач рентген-эндоваскулярный хирург отделения рентгенхирургических методов диагностики и лечения (заведующий - врач-рентгенолог, д.м.н.   А.В.Араблинский).

По словам В.А.Цуркана, обе аневризмы у пациентки были очень больших размеров, примерно 1,3 сантиметра в диаметре. В большинстве случаев хирурги проводят катетер через шейку аневризмы в ее полость, куда в последующем заводят микроспирали (меньше миллиметра в диаметре). Эти спирали, как инородный предмет, вызывают тромбообразование в полости аневризмы. Кроме того, микроспирали имеют специальное покрытие, усиливающее тромбообразование. Таким образом, аневризма «тромбируется», т.е. выключается из кровотока, и риск ее последующих разрывов минимизируется.

Но иногда у аневризмы бывает широкая шейка, как раз случай этой пациентки, и тогда такой метод неприменим: спирали будут «вываливаться» в просвет основного сосуда, а этого нельзя допустить, потому что тогда будет перекрыт кровоток в артериях, кровоснабжающих полушария головного мозга, что потенциально может стать причиной тяжелейшего ишемического инсульта, от которого пациент может погибнуть или стать глубоким инвалидом. Поэтому хирурги Боткинской использовали специальную методику: завели в просвет сосуда специальный раздуваемый баллончик, и на время, когда заводили спираль в полость аневризмы, шейку перекрыли. Только когда спираль уже сложилась, и хирурги были уверены, что она не дислоцируется в артериальный кровоток, баллончик сдули и убрали.

КТ-контроль после операции:

В послеоперационном периоде женщина чувствовала себя хорошо, неврологического дефицита нет. Сохраняется небольшое снижение зрения, поскольку аневризмы расположены в таком месте, где они физически давят на зрительный нерв.

Как отметил заместитель главного врача по Региональному сосудистому центру Максим Алексеевич Домашенко, в Боткинской больнице накоплен большой опыт эндоваскулярного вмешательства на сосудах головного мозга. «Мы в течение последних 2 лет активно занимаемся эндоваскулярным лечением ишемического инсульта. Доктора знают и анатомию мозговых сосудов, и особенности доступа к мозговым сосудам. Как следствие слаженной командной работы мультидисциплинарных бригад, нейроинтервенции на церебральных сосудах при ишемическом инсульте у нас сейчас хорошо отработаны. Но впервые в Боткинской больнице была проведена операция по выключению из кровотока двух гигантских аневризм внутренней сонной артерии с помощью эндоваскулярного подхода в остром периоде геморрагического инсульта».

М.А.Домашенко подчеркнул, что операция прошла успешно, что важно – ведь она была проведена в остром периоде (это особый риск и сложность!) и без отрицательных последствий для пациентки.

Соответственно, этот случай демонстрирует, что на сегодня Боткинская больница обладает полным арсеналом помощи пациентам с аневризмами головного мозга, мы их можем лечить как с помощью открытой нейрохирургии, так и с помощью эндоваскулярных методов. Мы готовы и надеемся расширять спектр хирургических вмешательств по эндоваскулярному лечению аневризм и других аномалий сосудов головного мозга как в остром периоде, так и в холодном периоде.

СПРАВКА:

Аневризма – аномальное строение сосудов, в отношении головного мозга это особенно критично. Потому что в любой момент может разорваться. Кровь может излиться под оболочку, а может в вещество. И та, и другая ситуация чреваты высокой вероятностью развития летального исхода. И если люди выживают, в большинстве случаев становятся тяжелыми инвалидами.

Симптомы разрыва аневризмы трудно перепутать с чем-то. Это резкие головные боли, как удар в голову дубиной, может быть рвота, повышение температуры. При разрыве аневризмы болит так, что скорую вызывают все.

Международный протокол рекомендует сделать КТ-ангиографию по поводу обнаружения возможных аневризм дважды: первую в 35 лет и вторую - в 50 лет. Первое обследование может выявить наследственные аневризмы, второе - приобретенные с возрастом. Если оба раза аневризм не обнаружено, говорят врачи, то вероятность их появления в последующие годы - невелика.

Насчет того, нужно ли оперировать аневризму после того, как она обнаружена, и когда это лучше делать, у нейрохирургов нет единого мнения. Одни специалисты считают, что оперировать лучше сразу, в остром периоде, вторые уверенны, что лучше подождать и провести вмешательство в отсроченном периоде. Также нет единого мнения по поводу неразорвавшихся аневризм: если они выявлены, исключать их из кровотока до разрыва или нет. Проблема в том, что риски возможных осложнений хирургического вмешательства могут быть серьезнее, чем угроза потенциального разрыва аневризмы.